Главная 7 Женские штучки 7 Развитие детей: тренируем у ребёнка писательский навык

Развитие детей: тренируем у ребёнка писательский навык

Неординарные упражнения по развитию писательского навыка в домашних условиях

Многих ребят школьников пугают письменные работы, они буквально впадают в панику, приходят в замешательство, когда в очередной раз учитель задаёт написать сочинение. Однако подобный страх возникает только при отсутствии должного навыка, который следует начинать тренировать ещё в раннем возрасте.

Это сравни умению кататься на велосипеде или водить автомобиль, требует постоянной практики.

Ниже будут приведены интересные и весьма неординарные упражнения по привитию навыка сочинительства, без которого невозможно грамотно и ярко излагать свои мысли в письменном виде. Их могут взять на вооружение родители, и помогать развивать навык своему чаду в домашних условиях.

Содержание статьи:

Развитие детей: тренируем у ребёнка писательский навык

«Спасительные каракули»

Приступая к написанию сочинения, дети зачастую испытывают робость и нерешительность, видя перед собой чистый лист бумаги.

Можно предложить им (дабы расслабить мышцы и устранить психологические барьеры), прежде чем начать работу, нарисовать на листе несколько ничего не значащих каракулей, «расписать» ручку, нанеся на бумагу несколько произвольных штрихов и линий.

«Глянцевые истории»

Предварительно сделайте заготовки: вырежьте из газет и журналов иллюстрации, на которых запечатлена какая-либо ситуация. Уместнее будут цветные фотографии.

Задание детям: внимательно рассмотреть их, акцентируя внимание на деталях, понять, что изображено. После чего задайте ребёнку несколько наводящих вопросов, из разряда: «Какая ситуация здесь представлена?», «Какие события предшествовали этой фотографии?», «Как ты думаешь, что произойдёт потом?».

Все мысли и догадки детей, которые пришли им в голову, оформленные в предложения, запишите. Потом их необходимо зачитать и обсудить.

Даже если повествование получится не совсем последовательным и логичным, навык сочинительства будет оттачиваться, и рассказ с каждым разом будет становиться интереснее, ребёнок будет лучше формулировать, письменно оформлять свои мысли.

Последовательность изложения

Картинки с сюжетом помогут вам развить у своего ребёнка способность к последовательному изложению. Чадо должно выбрать не более пяти иллюстраций (ориентируйтесь на возраст!), которые будут относиться к одной истории.

Дайте ребёнку задание: расположить эти картинки в хронологическом порядке либо так как он считает нужным (их можно приклеить к листу картона и пронумеровать), затем предложите ему рассказать по ним историю. После карточки можно перемешать и, получив новый расклад из картинок, придумать другую историю.

«Тут и сказочке конец…»

Ребёнок должен понимать, что любая история имеет свой «каркас», и должна включать начало, середину (развитие событий) и конец. При этом он должен уметь вовремя ставить точку если чадо будет вести повествование и при этом постоянно отклоняться от темы, подобный рассказ только утомит слушателей.

Начните ребёнку рассказывать какую-нибудь историю или случай из жизни, и на самом интересном месте прервите повествование, пусть чадо предложить свою концовку. Читая ребёнку книгу, можете прибегнуть к такому же приёму: остановиться и попросить его предположить, чем она закончится, и пояснить, почему он так решил.

«Жил да был…»

Обратитесь ещё к одному эффективному методу, который благоприятствует потоку мыслей. Произнесите первую фразу: «Жил да был однажды…», дети должны будут её продолжить.

Вам может показаться, что речь чада излишне наивна и глупа, но вы должны быть уже довольны тем, что получилась какая-то история. Помните, что научившись повествовать, сочинять, дети научатся и красиво излагать мысли в письменной форме.

Логическая мозаика

Процесс написания связного текста можно сравнить со сборкой пазла. Мысли в этом случае, будто отдельные фрагменты игры-головоломки, должны иметь определённую связь между собой.

Выполняя подобное задание, мы тем самым практикуемся в важном навыке связывания мыслей.

Выберите интересную, небольшую по объёму, статью из газеты, и разрежьте её на абзацы. Либо попросите чадо написать свою историю и, затем повторите с ней те же манипуляции.

После чего абзацы необходимо перемешать и предложить ребёнку, следуя логике, восстановить исходный текст.

Главная цель подобного увлекательного занятия – дать представление о том, что любая последующая фраза должна логично (по смыслу) вытекать из предыдущих высказываний.

Реклама в помощь

Проходя мимо витрины магазина вместе с ребёнком, заострите его внимание на рекламном плакате, призывающим купить тот или иной товар. Либо во время вечернего просмотра мультфильмов, поинтересуйтесь у чада, в чем пытается убедить нас очередной рекламный ролик.

Подобные размышления помогают ребёнку выйти на такое понятие, как «главная тема» (а ведь именно её требуют раскрыть в любом сочинении).

Достаточно задать ребёнку наводящий вопрос: «В чём основная идея рекламы?», и он, выделяя детали, рассуждая, даст вам полный ответ. К примеру, в рекламном ролике знаменитый спортсмен надевает кроссовки известного бренда, одерживает победу в соревновании.

Идея проста (её способны понять даже малые дети): все детали рекламы (ответственное событие для любого спортсмена – соревнование, участие известного человека) подчеркивают главную мысль – хорошая спортивная обувь (в данном случае кроссовки) позволит добиться высоких результатов в спорте.

Объединение не объединяемого

Успех любого сочинения зависит от умения красиво связывать между собой мысли, получая в итоге повествование, не лишённое логики и цельности. На первый взгляд данное задание может показаться немного своеобразным, но благодаря ему дети усвоят одну из формул построения высказывания.

Вы также можете принять участие в данной игре её цель: объединение всех написанных слов в логичную фразу.

Предложите детям записать по одному любому понятию, названию предмета. Затем кто-то один формирует из всех перечисленных слов предложение.

К примеру, были записаны следующие слова: «Дед Мороз», «сосна», «подарки», «потеря», «метель» в результате может получиться следующая фраза: «В метель Дед мороз потерял подарки и взобрался на сосну, чтобы осмотреться». Безупречной логики ожидать не стоит, однако даже то, что эти слова будут связаны между собой и у предложения появится смысл, этого уже будет достаточно.

Мотивируйте ребёнка к тому, чтобы он составлял не просто предложения, но развёрнутые сложные высказывания. К примеру, было задано слово «путешествие» ребёнок может просто сказать: «Я хочу отправиться в путешествие», либо составить высказывания, отличающиеся конкретностью: «Я мечтаю отправиться в путешествие по Африканскому континенту, и понаблюдать за львами».

Мозговой штурм

Когда ребёнку задают написать сочинение на свободную тему, он теряется, так как не может остановиться на какой-то одной либо вовсе не знает какую выбрать. Поэтому вы можете устроить мозговой штурм, и определить вначале общую тему, над которой ему будет интересно работать (допустим, это будет «дружба»), а затем придумать и записать максимально возможное количество «подтем», которые каким-либо образом затрагивают и раскрывают это разностороннее и непростое понятие.

Составив подобный список из тем, касающихся понятия «дружба», можно смело приступать к написанию сочинения, предварительно пронумеровав их, расставив в определённом порядке (так чадо будет иметь представление о том, какая из них раскроется в первую, вторую, третью и так далее очередь).

Принцип «открытого зонта»

В письменной речи элементы, подобно отдельным частям зонта, взаимосвязаны. Вначале обозначается предмет, после чего идут высказывания об этом предмете, в завершении приводится обоснование.

Вспомните нелепые рассуждения малышей, когда их просишь рассказать о своих вкусовых предпочтениях: «Я люблю мороженое, а ещё я люблю курицу, но больше всего мне нравится шоколад». Некоторые ученики поступают также, не включают в высказывания обоснование, то есть, (применимо к выше обозначенному принципу) забывают «прятаться под зонтом».

Остановимся подробнее на данном довольно эффективном, но очень лёгком принципе, благодаря которому юные «писатели» могут научиться приводить свои мысли в систему.

  • Предмет. Первым делом ребёнок решает, о чём он будет повествовать (писать). Это и станет «предметом». К примеру, предположим, что в качестве предмета он возьмёт «книгу» она займёт место «над зонтом».
  • Высказывание. Далее об этом предмете необходимо что-то сказать (ведь не зря чадо решило написать именно о нём). Так он составляет высказывания приведём некоторые из них: «Я люблю читать книгу», «Книги бывают разными», «Любая книга лучше, чем фильм». Эти высказывания помещаются непосредственно «в зонт».
  • Обоснование. Обозначив предмет, составив некоторые высказывания о нём, важно объяснить их смысл. К примеру, всё то, чем мотивирована любовь ребёнка к книге, и будет таким обоснованием, которое займёт место «под зонтом» оно будет выглядеть примерно так: «я люблю читать книгу, потому что в ней можно узнать много интересного, поучительного».

Применение подобной конструкции способствует правильной организации мыслей, и в значительной степени облегчает процесс написания текстов.

Существует несколько видов «зонтов». Например, «У меня есть друг». Это простой, но в то же время большой и широкий «зонт».

Более сложный будет выглядеть так: «Солнце начинает светить ярче, когда рядом лучший друг» или «Я и мой друг вместе навсегда».

Если ребёнок обращается к более сложному зонту, перед ним встаёт задача сузить тему и обосновать какой-либо отдельный аспект (в первом случае – почему дружба так влияет на состояние человека, во втором – что послужило такой крепкой дружбе). Следуя подобному алгоритму, можно легко написать сочинение на любую тему, обучившись компоновке отдельных абзацев.

В любой ситуации – пишите!

Важно поощрять любое желание ребёнка относительно письма, которое возникает в домашних условиях. Дети могут оставлять записки друг другу, родителям, в которых они напоминают о чём-либо, поздравляют, хвалят или просят затем примерив на себя роль почтальона или курьера, разносят записочки адресатам.

Послания, написанные рукой ребёнка всегда приятно получать, даже если в них он высказывает недовольство. Обязательно поговорите с ребёнком о том, чтобы он сам почувствовал, получив письмо определённого содержания.

Если ребёнок постоянно будет искать принадлежности для письма по всей квартире, у него вряд ли появится желание очередной раз что-то написать, поэтому бумагу и карандаши следует разложить повсюду, на видном месте.

Отправляясь в путешествие, в поездку или даже на прогулку в парк, снабдите чадо блокнотом, куда он будет записывать свои путеводные заметки, впечатления от всего, что увидел.

Банк памяти

Сохраняйте любые записи, которые когда-то сделал ваш ребёнок, истории, которые он написал собственноручно. Дети, не овладевшие навыком письма, могут вам время от времени диктовать свои истории.

В этом случае заведите тетрадь, где на каждой странице вы будете записывать несколько предложений, придуманных ребёнком, а остальное пространство вы можете отдать ему под иллюстрации.

Формула письма для детей постарше

После знакомства ребёнка с принципом зонта, можно переходить к более сложным методам. Взрослея и постепенно приобретая опыт, дети стараются всё реже прибегать к жёстким формулам, и учатся свободнее излагать свои мысли, конечно, не без помощи овладения новыми инструментами и стилями письма.

Интервью с кумиром

За основу возьмите биографию какой-либо знаменитости или писателя, произведение которого вы не так давно читали. Предложите ребёнку на некоторое время перевоплотится в этого человека, и написать одну страницу из воображаемого дневника.

Он может поведать о каком-либо знаменательном событии или о целом периоде в жизни этого знаменитого человека.

Как вариант этого же задания – провести воображаемое интервью со звездой (или героем мультика, фильма). Изображать известную личность может кто-то из членов семьи, а чадо будет задавать интересующие его вопросы, а потом на их основе написать статью.

автор статьи Гуляева Анастасия, педагог-филолог

О admin

x

Check Also

Маски для укрепления и роста волос с аптечными витаминами

Преимущества применения масок для волос с использованием аптечных витаминов В современном мире множество женщин страдают от проблем, связанных с красотой и здоровьем их волос, к сожалению, практически каждой знакомы понятия секущихся кончиков, потери объёма и ...

Трихомониаз у женщин: симптомы, лечение трихомонады, препараты

Трихомониаз у женщин – это очень серьезное инфекционное заболевание. Его симптоматика специфична, и не заметить сигналов организма не получится. Эта болезнь в короткие сроки может стать хронической, если не соблюдать рекомендации доктора и не лечить ...

Инстаграм и бизнес применение инстаграм для бизнеса

Приминение Инстаграм для бизнеса Большинство людей относятся к Instagram как к развлекательной платформе. Но на самом деле это приложение отлично подходит для решения самых разных задач в бизнесе. Быстро обретя огромную популярность во всём мире, ...

Женское здоровье: гинекологическое применение тампонов с мазью

Противовоспалительный и стимулирующий иммунитет комплекс: как использовать мази? Фармакологическая промышленность выпускает мазь в алюминиевых тубах по 40 г, или стеклянных банках 100 г и 1000г. Состав препарата в дозирующих упаковках абсолютно идентичен. Дозировка 1000 г ...

С чем носить клетчатую рубашку? Список комбинаций и аксессуаров

Женщинам уже давно стало известно, с чем нужно носить клетчатую рубашку, чтобы притягивать восторженные мужские взгляды и быть просто неотразимой. Это можно объяснить брутальностью, которая женские черты лица, тонкие нежные руки делает еще намного изящнее ...

Варенье из яблок в мультиварке

Приготовить быстрое варенье проще всего в мультиварке. Из обычных яблок в ней может получится прекрасное лакомство, которое можно хранить в стерильных банках до 2-х лет. Это отличный продукт для зимнего чаепития, для приготовления десертов. На ...

Как найти любовника

Неодолимое желание «хочу завести любовника» порой базируется вовсе не на прозаической необходимости срочно, прямо сейчас, обрести постельного гиганта. Порой вопрос «стоит ли заводить любовника или собаку» стоит решить в пользу собаки. Потому что одной из ...

Как правильно кормить новорожденного ребенка?

Любая мама желает своему ребенку, прежде всего, здоровья. Поэтому еще во время беременности она думает о том, что ждет ее после рождения младенца. Как ухаживать за малышом? Как его купать? Как правильно держать новорожденного? Эти ...

Уход за глазами: как ухаживать за кожей вокруг глаз

Как устранить косметические дефекты на лице (тёмные круги под глазами, отёки и воспаления глаз)? Как очищать, увлажнять и питать кожу вокруг глаз? Какие компоненты должны входить в состав крема для кожи вокруг глаз? Красивые глазки ...

Аппендицит при беременности: симптомы, признаки, последствия

Из всех хирургических патологий аппендицит при беременности встречается наиболее часто. Почти в половине случаев заболевание возникает во втором триместре, немного реже в первом и еще реже в третьем. Частота случаев аппендицита у беременных колеблется от ...

Значение и функции гиалуроната в организме человека

Гиалуроновую кислоту (гиалуронат) по праву рассматривают как абсолютно естественную природную составляющую человеческих кожных покровов. Именно гиалуроновая кислота осуществляет поддерживающую функцию в процессе восполнения естественного водного баланса в клетках кожи и тканях человека. Содержание статьи: Известный ...

Принцип 80

Вы когда-нибудь слышали о принципе Парето — 80/20? Если нет, то советуем вам потратить 3 минуты своего времени и прочитать эту статью, она наверняка окажется вам полезна. Этот принцип помогает делать так, чтобы при минимальных ...

Березовые почки лечение заболеваний отвары

Берёза и эффективность её почек в лечении разного рода заболеваний Почки, срезанные на берёзе очень эффективны в лечении многих болезней, наверняка, в наше время, это мало известный факт. А вот в давние времена этот метод ...

Аденоиды у детей (симптомы воспаления)

Если ребенок часто страдает простудными заболеваниями, не исключено, что проблема кроется в разрастании ткани носоглоточной миндалины. Так как родители не могут самостоятельно это определить, периодически необходимо водить ребенка на осмотр к врачу, который проверит ротовую ...

Аллергия на холод: лечение, симптомы профилактика

Как избежать холодовой аллергии, профилактика Аллергия – это индивидуальная болезнь, которая не имеет возраста и бывает, пожалуй, у всех жителей планеты. Спровоцировать ее может любой раздражитель, причем аллергия может возникнуть лишь однажды, а может остаться ...

Как похудеть кормящей маме?

Во время беременности абсолютное большинство женщин набирают лишние килограммы. В норме прибавка веса не должна составлять больше, чем 13-14 кг. Сразу после родов теряется приблизительно 6-7 кг, все остальное остается «на память». Возникает вопрос, можно ...

Рейтинг@Mail.ru